Ясное, умиротворенное, сердечное творчество Василия Поленова (1844-1927) - одна из самых светлых страниц в истории русского искусства.
Поленов родился в просвещенной дворянской семье: его отец был дипломатом, известным археологом и библиографом; мать - детской писательницей и художницей-любительницей. Ранние годы жизни художника прошли в Петербурге и в Олонецкой губернии (Карелия), где находилось имение Поленовых - Имоченцы. Еще гимназистом он брал уроки живописи у П.П.Чистякова, а в 1863-1869 годах учился в петербургской Академии художеств, одновременно занимаясь и в университете (в 1871 г. он закончил юридический факультет со званием кандидата права).
В 1872-1876 годах в качестве пенсионера Академии находился за рубежом, преимущественно во Франции, где написал ряд работ, в том числе картины, посвященные истории средневековой Европы ("Право господина", 1874), и пейзажи Нормандии, отличающиеся цветовым богатством и мастерством передачи солнечного освещения.
Вернувшись в Россию раньше положенного срока, чтобы посвятить себя изображению природы и жизни родной страны, Поленов с началом сербско-черногорско-турецкой войны отправился добровольцем на фронт, а во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов был штабным художником русской армии в Болгарии.
Высшего расцвета талант художника достиг в конце 1870-х годов, когда Поленов поселился в Москве и создал ряд замечательных работ в пейзажном бытовом жанре - "Московский дворик" (1878), "Бабушкин сад" (1878) и "Заросший пруд" (1879). Напоенные воздухом и светом, своей поэтикой родственные лирическим образам Тургенева, эти картины стали новом словом в русском пейзаже и оказали большое влияние на живописцев следующего поколения, многие из которых были учениками Поленова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (где он преподавал с 1882 г.) и его младшими товарищами по Абрамцевскому кружку С.И.Мамонтова. Поленов проявил себя также и как талантливый архитектор, художник театра, актер, композитор, мастер декоративно-прикладного искусства.
Высокая этическая основа искусства Поленова, философская сущность его мировоззрения ярко воплотились в многочисленных произведениях на евангельские сюжеты. Стремясь к достоверности "изображения природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", он дважды совершал путешествия на Ближний Восток, написав там множество документально точных и в то же время очень поэтичных этюдов.
В последние десятилетия жизни Поленов подолгу жил и работал на Оке, в имении Борок (ныне Государственный художественный музей-заповедник "Поленово"), где им были написаны прекрасные пейзажи ("Ранний снег. Бехово", 1892; "Ока. Летний день"). Немало сил отдавал художник и просветительской деятельности, открыв в построенном по его проекту усадебном доме общедоступный музей, занимаясь организацией народных театров, строительством школ для крестьян. Поленов был первым живописцем, удостоенным советским правительством звания народного художника.